пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Известные Вологжане

  • Белов Василий Иванович

     РодилБеловся писатель в семье крестьянина. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Рано, еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. После окончания сельской школы-семилетки (1949) уехал в г. Сокол Вологодской области, где учился в школе фабрично-заводского обучения и получил специальность столяра и плотника.

     

    Работал столяром, мотористом-дизелистом леспромхоза в Грязовецком районе Вологодской области (1949–1951), электромонтером ремонтно-механического завода в Ярославле (1951–1952). После службы в армии (1952–1955) работал на заводе им. Ф.Э.Дзержинского в Перми

     

     

    В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях: стихи, очерки, статьи. С 1956 г. – член Коммунистической партии, в 1958–1964 гг. – секретарь райкома комсомола в Грязовецком районе. С 1959 по 1964 г. учился в Литературном институте им. М. Горького при Союзе писателей СССР.

     

    В 1963 г. принят в Союз писателей СССР. С 1964 г. живет в Вологде. С начала 1980-х гг. входит в правление Союза писателей РСФСР, а затем СССР, работает секретарем правления Союза писателей РСФСР. Член Верховного Совета СССР (1990–1991); народный депутат СССР (1989–1992).

     

     

    Свою литературную деятельность Белов начинал как поэт. Его дебют состоялся на страницах журнала «Звезда» (1956), а первой книгой стал сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Свойственная писателю лирическая стихия первоначально нашла свое выражение в стихах, в дальнейшем она сохранилась и в его прозе.

     

    Белов Василий Иванович

    В том же 1961 г. в журнале «Наш современник» (верность которому Белов хранит по сей день) появилась и первая публикация прозы Белова – повесть «Деревня Бердяйка», обратившая на себя внимание критики. В первой половине 1960-х гг. в журналах «Молодая гвардия», «Нева», «Наш современник» печатаются рассказы «На Росстанном холме», «Весна» (1964), повесть «За тремя волоками» (1965) и др.

     

    В 1964 г. в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга «Речные излуки». Широкое признание и известность автору принесла повесть «Привычное дело» (1966). Его новые произведения – повесть «Плотницкие рассказы» (1968), «Бухтины вологодские» (1969) – были опубликованы А.Т.Твардовским в журнале «Новый мир».

     

     

    Жизнь, она и есть жизнь, надо, видно, жить, деваться некуда

    Уже в первых произведениях Белова наметилась основная линия его творчества – интерес к теме русской северной деревни, теме крестьянства. Тогда же отчетливо обозначилась центральная авторская идея – сохранение традиционной деревенской культуры как духовной основы и необходимого условия развития современного российского общества. Позиции, свойственные Белову, дали основание критикам сразу же включить его в круг самых ярких авторов русской «деревенской прозы» (А.И.Солженицын, Б.А.Можаев, Ф.А.Абрамов, В.М.Шукшин, В.Г.Распутин).

     

    Белов Василий ИвановичВзаимоотношения писателя с собственной малой родиной нашли отражение и в его творческой биографии. Пережитый им недолгий отход от «почвы» и возвращение к ней придали его зрелой «почвенной» позиции убедительность и прочность. Вспоминая о своем расставании с родными местами, в поэме «О чем поет гармонь» Белов скажет: «И тогда совсем не горевал я, Уходя из дому налегке». Наделенный автобиографическими чертами герой «Плотницких рассказов» Костя Зорин о расставании со своей деревней говорит: «...я всей душой возненавидел все это.

     

    Поклялся не возвращаться сюда». Но уже в первом поэтическом сборнике Белова звучит и тема возврата: «Слишком много дедовским местам Мы с тобою, сердце, задолжали». Этот обратный путь, по точному определению В.А.Котельникова, «путь сердца к родине, к “почве”, к дому и земле у Белова не путь сентиментальных воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х гг. в его книгах воссоздается мир северной русской деревни в ее природных, бытовых, речевых чертах».

     

     

    Все персонажи Белова так или иначе связаны с деревней и при всей своей индивидуальности всегда могут быть достаточно легко отнесены к одному из двух типов. Героям, которые строят и хранят «лад», в произведениях писателя противостоят те, кто его разрушает. Наиболее полно черты этих двух типов воплотились в образах Ивана Африкановича и Константина Зорина.

     

    Белов Василий Иванович

    Иван Африканович Дрынов – герой повести «Привычное дело». Он колхозный возчик, землепашец, плотник, человек работящий, незлобивый, хранитель традиционного крестьянского уклада и нравственных устоев.

     

    Решив уйти из деревни, Иван Африканович сначала теряет («что-то надломилось, треснуло в сердце»), но после произошедших с ним трагических событий вновь обретает свой «лад» в исконной вере в справедливость и в бесконечность природного круговорота жизни: «Жись, она и есть жись, надо, видно, жить, деваться некуда». Вместе с героями Солженицына этот персонаж открывает ряд традиционных характеров русской жизни в литературе 1960–1970-х гг.

     

    По мнению исследователей творчества Белова, именно этим образом были заданы основные черты типа, просуществовавшего затем в русской литературе долгие годы. По сути дела, речь можно вести даже не об одном, а о двух типах, получивших развитие в «деревенской прозе»: традиционный «праведник» и «вольный человек».

     

     

    Источники

Реклама


термозвукоизол купить, квартира.Phonestar там.
newliveslot888.ru
© 2004 — 2017 «Вологда.ру»
Вход на Вологда.ру
Логин:
Пароль:
Напоминание пароля