пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Известные Вологжане

  • Корбаков Владимир Николаевич

    Корбаков Владимир НиколаевичЗаслуженный художник России (1972), народный художник Российской Федерации (1998), членкорреспондент Российской Академии художеств (2001). Член Союза художников Российской Федерации (с 1959), возглавлял Вологодскую областную организацию (19641977), был членом пра вления Союза художников РСФСР.

     

    Ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Вологды (1997). В Вологде открыт музейнотворческий центр «Дом Корбакова», коллекция которого составлена из произведений автора, переданных в дар родному городу (2002).

    Корбаков Владимир Николаевич

     

    Биография Владимира Николаевича Корбакова начиналась обычно. Босоногое детство в деревне Казариново Сокольского района Вологодское области, где он родился 5 июня 1922 г. Затем — переезд семьи в Вологду. В школьные годы по примеру старшего брата Ивана Владимир потянулся к рисованию.

     

    Жизнь была не простой, после семилетки пришлось поработать слесарем, потом штурвальным на сухонских пароходах, куда устроил его отец, бывший балтийский матрос.

     

    Осень 1941 г. он ушел добровольцем на фронт. Участвовал в боях под Москвой, был тяжело ранен, после госпиталя вернулся в строй — матросом в Беломорскую флотилию.

     

     

    С осени 1945 г. Владимир Корбаков становится учеником Московского художественного училища  инвалидов Великой Отечественной войны. Уроки замечательных педагогов — К. Ф. Юона, К. А. Дорохова, Г. И. Цейтлина, Г. А. Сретенского, книги, выставки, споры об искусстве помогали забыть неустроенность послевоенных студенческих лет. Свою разбитую на фронте правую руку художник разработал волевой тренировкой. В 1951 г. он уже студент Московского художественного института им. В. И. Сурикова (закончил в 1958).


    Корбаков Владимир Николаевич

    Годы учебы в институте совпали с началом больших перемен в общественной жизни страны. Изучение классики национальной культуры — наследия В. И. Сурикова, М. А. Врубеля, П. П. Кончаловского, восхищение импрессионистами и древнерусским искусством у Корбакова, как и его сверстников Т. Т. Салахова, М. А. Савицкого, носил принципиальный характер.

     

    Вместо официальных картин, заполнявших выставки тех лет, поколение фронтовиков утверждало своим творчеством внешнюю простоту, красоту обыденной жизни и воспевало человека-труженика, живущего на своей земле. Уже в годы учебы Корбаков — неизменный участник московских молодежных выставок, а в 1957 г. во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве он активно работает в международной студии молодых художников. В эти годы раскрывается и колористический дар художника.

     

    Корбаков Владимир Николаевич Осенью 1958 г. Владимир Николаевич вернулся в Вологду, чтобы не покидать ее уже никогда. Новому поколению вологодских художников, лидером которых стал Корбаков, было суждено изменить художественную жизнь города. Его живопись стала поистине поворотной для искусства края, открыв зрителю поэзию и значение цвета, фактуры как одного из основных элементов в создании образа. Живопись для Корбакова, по выражению его друга, искусствоведа и художника Л. Ф. Дьяконицына, — «нетерпеливое, взволнованное познание мира, азартная борьба с белой немотой холста, пока не разгорится и не зазвучит на нем красочная симфония».

     

     

    Уже с первых лет работы в Вологде ярко проявляется его деятельная, жадная на впечатления натура. Корбаков — постоянный участник творческих поездок по области и стране, он один из организаторов творческой «череповецкой» группы художников, объединивших в своих рядах мастеров из разных уголков страны. На протяжении многих лет он — бессменный председатель правления областной организации художников, член правления Союза художников России.

     

    Корбаков Владимир Николаевич

    Художественная критика тех лет основным призванием Корбакова как живописца считала пейзаж и натюрморт. И это не случайно, ведь сила его реалистических произведений — в живом общении с натурой. Наряду с лирическим пейзажем, который получил широкое развитие в творчестве вологодских художников, Корбаков обратился к пейзажу эмоциональноэкспрессивному, раскрывающему нерв времени.

     

    Он спешил запечатлеть уходящую Вологду с ее деревянными особнячками, украшенными, как сказочные теремки, резьбой наличников, балкончиками и башенками. И не случайно в монументальном полотне «Вологда. Серый день» (1980) свинцовые тучи, нависшие над вологодскими храмами, повествуют не столько об осеннем ненастье, сколько побуждают к тревожным размышлениям о нашей настоящей жизни.


    Одним из первых вологодских художников Корбаков обратился к пейзажу индустриальному. Как бы мы сегодня ни относились к этой теме, она была и остается реальной страницей в истории искусства страны. И вновь эмоциональность, открытость и азарт живописца Корбакова заставляют искренно звучать полотна, обращенные, казалась бы, к лишенным живописности мотивам.

     

     

    Корбаков Владимир Николаевич

    На протяжении всех лет творчества Владимир Николаевич работал в жанре портрета и автопортрета,

     

    но наиболее ярко его талант портретиста раскрылся в 1990-е гг. Именно в это время художник ставит перед собой задачу написать в лицах историю родного края. Именно тогда и появляются серии портретов фронтовиков, представителей художественной интеллигенции города и другие.

     

    В лучших из них Корбаков, опираясь на традиции русской портретной живописи XIX и XX вв., ярко и эмоционально раскрывает характер современника. К таким можно отнести портреты поэта Александра Яшина и георгиевского кавалера Александра Брагина, актрисы Любови Филипповой и журналиста Татьяны Файнберг.

     

    Но более всего остроту времени, тревоги и надежды дня сегодняшнего выражают автопортреты мастера. От ранних интимно-психологических изображений он приходит к портрету-картине, насыщая и расширяя тем самым диапазон этого жанра.

     

     

    Поистине этапными в творчестве художника стали «Автопортрет на лошади » (1983) и «Свободный полет над Вологдой» (2001). Разделенные двумя десятилетиями, они выражают эмоциональное и духовное состояние автора. В обоих случаях это не только рассказ о себе, а размышления о судьбах и задачах творчества, об отказе от внешнего благополучия ради великой цели — служению искусству.

     

Реклама



© 2004 — 2017 «Вологда.ру»
Вход на Вологда.ру
Логин:
Пароль:
Напоминание пароля