Новости Вологды

  • Встреча выпускников через 50 лет

    15.08.2015 в 09:20

    Впервые День железнодорожника и в России, и в Европе отмечался ещё в далёком 1896 году. Дата нового праздника была связана с днём рождения императора Николая I.

    Празднует и Вологда. Кроме большого общего гулянья, этим воскресеньем состоялось ещё одно интересное событие – встреча выпускников Вологодского техникума железнодорожного транспорта. А интересна она тем, что окончили ВТЖТ присутствующие целых 50 лет назад!

    Впервые День железнодорожника и в России, и в Европе отмечался ещё в далёком 1896 году. Дата нового праздника была связана с днём рождения императора Николая I. Именно он считается основателем железнодорожного дела в России. В эпоху его царствования были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.

    В 1917 году День железнодорожника отменили, как царский праздник. А восстановили уже только в 1936 году. И теперь ежегодно в первое воскресенье августа работники железной дороги отмечают свой профессиональный праздник.

    Празднует и Вологда. Кроме большого общего гулянья, этим воскресеньем состоялось ещё одно интересное событие – встреча выпускников Вологодского техникума железнодорожного транспорта. А интересна она тем, что окончили ВТЖТ присутствующие целых 50 лет назад!

    17 человек стоят возле здания техникума, трое приехали ради этой встречи из Ярославля, один – из Днепропетровска. Все пожилые, но бодрые. Слышится смех и весёлый говор. Каждые пять лет выпускники 1965 года собираются в этот день вместе. И нам удалось пообщаться с некоторыми из них, послушать, как учились и как сложилась их дальнейшая жизнь. Да, программа у бывших однокурсников всегда одинаковая при встрече: сначала пешком ко второму зданию техникума, потом автобусная экскурсия по Вологде, а затем – посиделки в кафе.

    Весёлые годы

    На курсе учились две группы – в одной только мальчики, в другой – ещё и десять девочек. В основном, всё ребята из районов, жили в общежитии, мальчики на втором этаже, девушки – на третьем.

    Причём никаких драк никогда не было. Все жили дружно. Да и в группе училось несколько «производственников» - уже взрослые, женатые мужчины. Они тоже следили за дисциплиной. Самое большое – ловили тех, кто курит. Ну и таскали еду у девочек. Кухня была большая, общая. Кто еду делает, кто стирается, кто чем-то другим занят. Девчонки ужин готовили все вместе на огромной сковородке: картошку жарили, омлет, что-то другое. А потом уходили и оставляли сковородку под крышкой на кухне. А мальчишки тайком проникали, быстро наедались и убегали.

    В группе все, и городские, и сельские, были и обеспечены примерно на одном уровне, и по интеллекту примерно одинаковые, поэтому сильно сдружились сразу. Созванивались, встречались, интересовались друг другом даже после окончания учёбы. Из курса вышло целых три пары.

    Пара золотая

    Первые - Александра Георгиевна и Александр Яковлевич, семья Табаковых. Поженились 50 лет назад, ещё в техникуме, перед самой защитой диплома. Поступили совсем молодые – по 14 лет, но пока учились на одном курсе, присмотрелись друг к другу и познакомились. Вместе поехали на практику, тогда и решили связать друг с другом будущее. Потом он окончил центральные офицерские курсы железнодорожных войск, пятнадцать мальчиков из группы по спецнабору пошли туда, и поехала молодая семья по свету. Строили Байкало-амурскую магистраль (БАМ). Там Александр жил сначала в палатке (при минус 50!), а когда восстановили барак приехала и Александра. Череповец, Ленинград, Чита, Москва – куда только не забрасывали командировки пару.

    Стройся, магистраль!

    Про БАМ вообще вспоминают многие. Прибыли пятнадцать вологодских парней на базу ещё до начала строительства. На улице минус 62, высадили всех из пассажирского вагона и начали ребята осваиваться. На следующий день уже прибыли на свой участок. Там сначала пришлось реанимировать дома охраны, бараки. А позже ещё построили, даже школу возвели, учителей нашли. Владимир Васильевич Трунов работал на восстановлении тоннеля – тоннель длиною в 1840 метров, построенный в сталинские времена. По преданию, строили тоннель с двух сторон сразу два лагеря по десять тысяч человек – заключённые мужчины и женщины. И они пробивали ствол тоннеля, двигаясь друг к другу. Восстанавливали его в условиях вечной мерзлоты. Лето длилось месяц – полтора, днём тепло (30-35 градусов), а ночью стрелка термометра на два градуса выше нуля. Прожил Владимир там долгих шесть лет, перевели в Вологду по состоянию здоровья сына. Про то, как попал на БАМ, рассказывает: «С начала учёбы, в 14 лет написали заявление: прошу направить меня офицером на службу в железнодорожные войска. Вот и направили». Не пропустил Владимир Васильевич ни одной встречи, когда работал в других регионах – просил отпуск и приезжал увидеть своих однокашников. Даже сейчас – деятелен. Встаёт в 4 утра, до 10 работает, потом помогает на двух дачах.

    «А поехали!»

    Вторая пара – семья Саханевич. Валентина Алексеевна поехала поступать в ВТЖТ не потому, что это было большой мечтой, её просто позвала подруга. Как вспоминает Валентина Алексеевна, подруга ей сказала: «А поехали на машинистов учиться!» Так и поехали. Поступали как воспитанники детского дома – вне конкурса. Подали заявления сначала на тепловозное отделение, но директор посоветовал идти на путейцев. «И директор, и все преподаватели были настолько доброжелательны, чутки», - вспоминает Валентина. И действительно, профессия оказалась востребованной. После окончания уехала в составе группы из пяти человек на южно-уральскую железную дорогу, в Челябинск, по распределению. Ехать было не страшно, все студенты наоборот рвались уехать подальше. И сколько бы ни переезжали, встречали на новых местах каждый раз тепло, уговаривали оставаться, предлагали жильё. На железной дороге проработала Валентина только год. Потом вышла замуж за своего одногруппника, Владимира Михайловича, и родила ребёнка. Он тоже заканчивал офицерские курсы, поэтому ещё какое-то время служил, а Валентина жила у свекрови, воспитывала сына и работала в сфере строительства и снабжения. В студенчестве Валентина Алексеевна была председателем профсоюза. Активную позицию не потеряла и позже: именно она - организатор всех этих пятилетних встреч. До сих пор со всех посиделок хранит Валентина у себя чеки из кафе и фотографии. Каждый раз звонит, посылает бумажные приглашения своим бывшим однокашникам. И все, кто может - приезжают. Есть даже специальная тетрадка – в ней пишут о себе. «Не все, но некоторые пишут. Чего добились, чем занимаются, каждый пишет то, что хочет, что считает нужным. И я веду постоянные отчёты: как было организовано, кто присутствовал», - рассказывает Валентина Алексеевна.

    Светлые умы

    На встречу выпускников пришли не только бывшие студенты. Владимир Сергеевич Уткин – профессор, вёл у собравшихся несколько предметов. До сих пор он преподаёт в Политехе строительную механику, искусственные сооружения и другие дисциплины. Как и у курса 50-летнего выпуска. «Все они были мальчишками и девчонками домашними. Не задавались, были исполнительными – делали все задания и слушали хорошо. Они имели цель, большую цель – получить профессию. А зачем – затем, чтоб работать. Сейчас идут в институт в большинстве не чтобы работать, а чтобы получить диплом». Владимир Сергеевич рассказал, как менялся студент со временем: после распада СССР студенчество как ничто другое отражало ситуацию в стране. Молодые люди ни к чему не стремились и чаще работали на рынке, а не по специальности. Выправляться ситуация стала только в десятые годы. «У меня сейчас три аспиранта. И студенты сами просятся заниматься наукой под моим руководством. Они очень ответственные, делают всё, что обещают. Подтверждение того – за время нашего сотрудничества каждый из них опубликовал по три работы». У самого Уткина более 500 публикаций в России и 30 за рубежом, около 30 авторских свидетельств на изобретения. В этом году профессор занял третье место по количеству публикаций в России и за рубежом среди всех преподавателей Вологодского государственного университета. Наука для Владимира Сергеевича – не только призвание, но ещё и образ жизни. Даже сейчас, в отпуск, каждый день до обеда он занимается наукой дома. А после обеда – дача, труд физический.

    Карьера и любовь

    Из выпускников 1965 года многие стали полковниками. Но один дослужился даже до генерала. Виктор Павлович Химченко был в Чернобыле, был в Армении при землетрясении – восстанавливал движение. Закончил карьеру в 2010 году в чине генерала.

    Как рассказывает сам Виктор Павлович, изначально он ехал поступать в строительный техникум, но там приём уже закрыли. В ВТЖТ сдал экзамены на пятёрки, ему предложили идти учиться на локомотивное дело. Но он хотел строить. И пошёл по специальности «Строительство и эксплуатация железных дорог». А саму железную дорогу впервые увидел, как сюда ехал из родной Вытегры. После окончания планировал поступать в МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения). Но жизнь распорядилась по-другому – окончил офицерские курсы. Во время учёбы забавных историй было немного, потому что все очень серьёзно относились к учёбе, да и преподаватели были очень сильные. Всё, что они говорили, пригодилось в жизни. Они относились к студентам, как к детям, видели их насквозь.

    Во время учёбы Виктор Павлович подрабатывал – топил кочегарку, убирал двор. Рассказал он, как однажды они пытались попасть домой на каникулах в Устюжну. Добраться можно было только на самолёте зимой, летали «кукурузники». А на улице – мороз, метель, вылет раз в день. И каждый раз его переносят на следующий день. А потом ещё на следующий. А вскоре и каникулы заканчиваются. Так очень часто мальчики и не успевали, оставались в техникуме.

    Вспоминал Виктор и как они ездили в колхозы каждый год убирать картошку. Как писали тушью, неудобно ведь, мажется, много бумаги портилось. Ещё в техникуме Виктору понравилась девушка с его курса, звали её Лида. Они дружили во время учёбы, а после потерялись. Жизнь развела в разные стороны. Но через 44 года после окончания ВТЖТ Виктор, всё-таки, нашёл свою Лиду! Нашёл через многих знакомых, почти случайно. А оказалось, что они всё это время жили практически по соседству – на соседних улицах в Москве. И уже шесть лет Виктор Павлович и Лидия Николаевна живут вместе. Они – третья пара.

    Вне города

    Кроме вологжан, приехали на встречу и иногородние. Например, нам удалось пообщаться с Татьяной Александровной Туриной, жительницей Ярославля. В этот город она уехала после окончания техникума, да так там и осталась. Хотела попасть на Южно-уральскую железную дорогу, но классный руководитель позаботился о девушке и отправил её недалеко – чтоб могла и к родителям на выходные приезжать. Опыт работы на железной дороге – почти 40 лет. Говорит Татьяна Алексеевна о дороге, как о чём-то родном и близком. Начинала с монтёра пути, сейчас работает в управлении дороги. Татьяна сразу хотела стать железнодорожником, как мама. Самое ценное, что вынесла из техникума – отношение учителей. «Они опекали, не просто начитывали лекции, а старались, чтоб студенты знания впитали. Научили ответственности. За проделанную работу, за любую цель. Чтоб за нас нигде не было стыдно. Каждый должен знать, что поступает правильно. Что его дети поступают правильно. Тогда и жизнь будет правильной», - делится Татьяна.

    Вот так каждые пять лет 60-летние мужчины и женщины с разных областей собираются в Вологодском техникуме железнодорожного транспорта, чтобы увидеть друг друга, рассказать о себе и повеселиться. И радует, что пожилые люди такие деятельные, активные, общительные.

    Александра Яковлева

    Источник


    Я - репортер! Стали очевидцем события или происшествия? Напишите об этом на Вологда.ру или сообщите нам на [email protected]
    Комментарии
    Комментариев к этой новости пока нет
    Авторизуйтесь на сайте, чтобы комментировать новости

Реклама



© 2004 — 2017 «Вологда.ру»
Вход на Вологда.ру
Логин:
Пароль:
Напоминание пароля