пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ История Вологды

  • Век для Вологды тяжелый и славный (XVII век)

    Жители Вологды XVII века относились к нескольким сословиям и сословным группам. В городе проживали служилые люди «по отечеству» —дворяне, которым, например, в 1627 году принадлежало 142 двора. Служилые люди «по прибору» (стрельцы, воротники, дьяки и подьячие) насчитывали в то же время около 130 человек.

    Особую группу служилых людей составляли ямщики и «роз-сылыцики», проживавшие, как правило, в ямских слободах при выезде из Вологды, на Московской и Кирилловской дорогах. Отдельную, весьма многочисленную, группу населения образовывало духовенство. В городе также проживало большое число посадского населения, помещичьи и архиерейские крестьяне и холопы. Некоторые из них имели в городе свои лавки или занимались промыслами. Среди ремесленников особенно многочисленными были кузнецы (в 1627 году в городе имелось около 50 кузниц), кожевенники, иконописцы. В документах упоминаются также хлебники, овчинники, дегтяри, прядильщики, серебряники, сапожники, плотники и другие — всего около 50 (!) специальностей.
    Город славился своими мастерами. Именно они - жители вологодских ремесленных слобод — во многом обеспечивали торговые и культурные связи Вологды с другими городами и регионами страны. Так, например, вологодские иконописцы приглашались для работ по росписи храмов и палат Московского Кремля,

    Архангельского собора (1660 год), государева дворца в селе Коломенском (1670 год). В свою очередь, частыми гостями Вологды второй половины XVII века были ярославские мастера. Именно артель иконописцев-ярославцев под руководством знаменитого Дмитрия Плеханова прославилась росписями главного храма Вологды -Софийского собора, выполненными в 1686-1688 годы.


    На вторую половину XVII века приходится расцвет каменного строительства в городе. Вологжанами была создана чудесная Ца-реконстантиновская церковь с шатровой колокольней, здание Судного приказа, стены и башни Архиерейского двора, мощные крепостные сооружения Спасо-Прилуцкого монастыря...


    Достаточно быстро после Смуты были восстановлены и торгово-промышленные связи с Холмогорами и Архангельском, Москвой, городами Поволжья. Рост доходов принесло развитие торговли с Уралом и Сибирью, самый удобный путь к которым лежал через Вологду. Доходили предприимчивые вологодские купцы даже и до границ «Поднебесной империи» — Китая. Некоторые крупные вологодские купцы второй половины XVII века стали членами «гостиной сотни» — высшего разряда российского купечества, который по своему статусу приравнивался к именитым придворным сановникам. Среди таковых был известный «торговый гость» Гавриил Мартинович Фетиев, который вел дела во многих городах России, был известен в Москве. Купец лично знал влиятельнейших бояр — В. В. Голицына, И. М. Милославского и других.


    Выгодное географическое положение Вологды, как и прежде, обеспечивало постоянный приток товаров на вологодский рынок со всей России. Прежде всего отметим крупнооптовые партии товаров москвичей, нижегородцев, ярославцев, предназначенные для отправки в Архангельск и далее — за море. Для обслуживания столичного (в большинстве своем) купечества вологжане выстроили новый большой Гостиный двор, который находился теперь (примерно с 1620 года) в стенах крепости, в районе современной Торговой площади. Здесь разместился и самый большой городской рынок. В отличие от спокойной деловитости приказчиков именитых гостей у «государевых амбаров» Гостиного двора, на рынке господствовала стихия повседневного и шумного торга. Здесь можно было купить все необходимое, а главными действующими лицами были мелкие лавочники да крестьяне близлежащих деревень. Особую группу торговых мест, расположенных по всему городу, составляли лавки и склады небольших вологодских монастырей, например Ильинского. Но были и гораздо более солидные продавцы: представители Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Спасо-Прилуц-кого, Антониево-Сийского и других северных монастырей. Соловецкая и Кирилло-Белозерская обители отстроили в первой четверти XVII века в Вологде свои каменные подворья, в помещениях которых складировались подвозимые запасы их главного товара -соли с варниц Тотьмы, Сольвычегодска и других северных городов. Крупным торгово-хозяйственным комплексом вологодской округи являлся Спасо-Прилуцкий монастырь. Основной доход монастырю приносила скупка и продажа соли. На берегу Вологды, ниже устья Золотухи, расположилось его обширное каменное подворье, где старцы монастырские и торговые приказчики обители вели оптовую продажу этого важнейшего товара. Монастырь имел также свои кожевенные мастерские и кузницы. С конца 1640-х годов братия обители в совершенстве освоила новое доходное и полезное дело: монастырь стал крупнейшим производителем кирпича в Вологодском крае. К концу XVII столетия монастырские заводы (они скромно назывались «сараями» и находились в малообжитой части Заречья) и зависимые монастырские крестьяне вручную производили до одного миллиона (!) кирпичей в год, поддерживая таким образом «моду» на каменное строительство в Вологде.

     

    © Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города.  А. В. Камкин, Л. Д. Коротаев А. Н. Лукичев, 2004 ст. 240

Реклама

Купить печь для парилки смотрите на http://www.центр-печей.рф.
Фильтр гейзер био также читайте.
© 2004 — 2017 «Вологда.ру»
Вход на Вологда.ру
Логин:
Пароль:
Напоминание пароля